Транспортная реформа в Костроме позволила добиться прозрачности и контроля всех финансовых потоков. А это - основа для эффективных управленческих решений. Так считают депутаты областной Думы - члены комитета по экономике.
Они изучили работу регионального Навигационного центра, который не только контролирует работу автобусов на маршруте, но и дает аналитику по пассажиропотоку.
На сегодняшний день на маршруты выходят 222 автобуса из 229. Это уже близко к норме, говорят транспортники. Соответственно, снижается и количество обращений граждан. Если в первые дни реформы диспетчеры навигационного центра принимали до 1800 звонков в день, сейчас около 100-200. Всплеск обращений в последние дни связан с проблемой отложенных списаний с карт «СберТройка». Но в основном, рассказывают специалисты центра, сейчас люди звонят с уточняющими вопросами - какой маршрут лучше выбрать, что делать, если не сработала карта и т.п.
Специальное программное оборудование позволяет диспетчерам в режиме реального времени контролировать каждый автобус: выезд, приезд, прохождение контрольных точек, поведение водителя во время работы. За нарушение перевозчика штрафуют. Параллельно с помощью систем видеомониторинга ведется контроль оплаты проезда. Информация - сколько вошло пассажиров, сколько оплатило – сразу поступает к контролерам на линии. Цифры показывают, что ежедневно городские автобусы перевозят около 115 тысяч пассажиров. Проезд оплачивают 98% из них. Причем, 87% - предпочитают безналичную оплату.
«Сегодня технические системы дают возможность видеть всё, и учитывать, и оценивать трату каждого рубля, - отметила заместитель председателя комитета по экономической политике Елена Шахова. - Теперь мы точно знаем, сколько пассажиров у нас переезжает, сколько поездок совершается. Мы видим, как в ежедневном режиме идет анализ всех финансовых показателей. При прежней системе такой доказательной базы у нас не было. Теперь мы можем рассчитать, как сделать так, чтобы расходы, издержки стали ниже. И при этом, не пострадав в качестве пассажирских перевозок».
«Транспортную реформу на данный момент провели 22 региона, включая Москву. В Нижнем Новгороде налаживали систему 7 месяцев, в Туле- 8 месяцев. В Ярославле до сих пор 85% машин выпускается на линию, так же недокомплект водителей и контролеров. Кострома запустила новую систему за 2 месяца. Сейчас идет донастройка: корректировка маршрутов, графиков, замены подвижного состава, завершение комплектации кадров. Огромную работу провели департаменты, руководители транспортных предприятий. Безусловно, работа будет дальше совершенствоваться с учетом пожеланий костромичей»,- отметил руководитель регионального навигационного центра Вадим Слюсаренко.
В ближайший месяц пассажиропоток полностью сформируется, и будут приниматься решения по самым проблемным маршрутам - в том числе № 49, 77, пообещали организаторы перевозок.
«Реформа состоялась. Город весь перестроился: перестроилась транспортная система, и перестроились граждане. Мы видим культуру работы, культуру доставки пассажиров. Мы не видим грязных автобусов, хамоватых водителей или контролеров. Запустилось программное обеспечение, чтобы граждане через мобильное приложение «Кострома транспорт» могли отслеживать автобусы и строить свои маршруты. Это тоже очень важно и удобно. Расширилось время пересадки - с изначальных 30 минут до часа. Такого никогда не было. Мы увидели цифры, которые показывают, что данный сектор не настолько убыточен, как раньше нас убеждали перевозчики. Мы услышали и от города, от области, от транспортников о том, что они готовы вносить изменения в маршруты. Они видят каждый заход в автобус, каждую транзакцию, они видят скопление людей на остановках, соответственно в ближайшее время будут вноситься корректировки, чтобы удобнее было гражданам. Чтобы автобусы не ездили переполненными», - отметил депутат Костромской областной Думы Вадим Козырев.
Полученную информацию депутаты взяли на контроль. Она будет учитываться при утверждении расходов транспортной отрасли в бюджете 2024 года.