Служба по контракту

        11 октября  2007 года                                                                          №  3 - 46

О ходе реализации Лесного кодекса Российской Федерации на территории  Костромской области

Заслушав  информацию департамента лесного хозяйства Костромской области,   комитет Костромской областной Думы по аграрной политике, природным ресурсам  и экологии  отмечает.
Лесной кодекс Российской Федерации, принятый 4 декабря 2006 года,  определил новые подходы в государственном управлении лесами.
   Практически все основные  полномочия  Российской Федерации в области лесных отношений  переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В том числе разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов; проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование; организация и проведение лесных аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, а также права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений; организация проведения мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству в лесах;  организация проведения лесоустройства; осуществление государственного лесного контроля и надзора и  другие.  Исполнение данных полномочий финансируется из федерального бюджета (субвенции), а правовое регулирование осуществляется на основании Лесного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
    В развитие  Лесного кодекса Российской Федерации  должно быть разработано и принято 62 нормативных правовых актов, из них 53  федерального уровня. В первом полугодии 2007 года Правительством Российской Федерации разработано и принято 22 из 23 нормативных правовых актов, а  из 32 нормативных правовых актов, которые должны быть приняты  уполномоченными федеральными органами,  принято 22.
   До настоящего времени на федеральном уровне не приняты 15  нормативных правовых актов, в частности не утверждены:
порядок определения кадастровой стоимости лесных участков;
правила лесовосстановления;
правила ухода за лесом;
правила заготовки древесины;
другие нормативные акты.
    На парламентских слушаний  «Актуальные вопросы правоприменения  Российского лесного законодательства», проходивших в Государственной Думе 13 сентября 2007 года,  Правительству Российской Федерации рекомендовано  завершить издание всех нормативных правовых актов, необходимых для реализации положений Лесного кодекса, в срок до 1 октября 2007 года.
  В  Костромской области для исполнения переданных полномочий  постановлением губернатора Костромской области от 25 декабря 2006 года № 790  «О департаменте лесного хозяйства Костромской области» создан департамент лесного хозяйства Костромской области.  
   В целях усиления контроля и надзора за использованием лесов области принято постановление губернатора Костромской области от 7  июня 2007 года №252    «О службе государственного лесного контроля и надзора Костромской области и о внесении изменения в постановление губернатора области от 14.12.2005г. №774». Согласно постановлению создана служба государственного лесного надзора и контроля Костромской области. Выявлением и пресечением правонарушений в  сфере заготовки, перевозки и переработке лесопродукции на территории Костромской области занимается  подразделение при УВД Костромской области (в количестве 57 единиц),  финансирование которого осуществляется  за счет средств областного бюджета.
    В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации должны быть урегулированы следующие вопросы:
1. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд.
2. Порядок заключения договора купли-продажи лесных насаждений гражданами для собственных нужд.
3. Ставки платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
4. Исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений.
5. Порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд.
6. Порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд.
7. Правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства.
   В целях реализации указанных выше пунктов 1,2,3  в  марте 2007 года был принят Закон Костромской области «О заготовке гражданами древесины для собственных нужд». Согласно Закону граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, строительства  жилых домов и хозяйственных построек.
   Во всех муниципальных районах утверждены специальные комиссии по рассмотрению заявлений от граждан, нуждающихся в древесине. Департаментом лесного хозяйства  за три последних месяца выданы разрешения на осуществление заготовки древесины в объеме более 25.0 тыс. кубометров.
   В целях реализации пунктов 5 и 6  департаментом лесного хозяйства подготовлен проект закона Костромской области  «Об установлении порядка заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов, порядка заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд на территории Костромской области».
 До настоящего времени в Костромской области не разработаны законы,  устанавливающие исключительные  случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений и  правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства. Трудности в разработке данных нормативных актов состоят в нестыковке положений Лесного законодательства с другими нормами федерального законодательства.
   Сложности,  возникшие с реализацией положений нового лесного законодательства,  заставили   уже в июле 2007 года внести изменения в федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». Срок по переоформлению ранее заключенных договоров аренды и безвозмездного пользования  перенесен с 1 января 2008 года  на 1 января 2009 года, а процедура постановки лесных участков на государственный кадастровый учет до 1 января 2010 года заменена  государственным учетом в рамках ведения лесного реестра.
  Не претерпела изменений норма предусматривающая с 1 января 2008 года преобразование лесхозов в лесничества с целью разделения управленческих, контрольных и хозяйствующих функций.
   В 2008 году необходимо организовать работу по разработке лесного плана Костромской  области,  выполнению лесохозяйственных регламентов лесничеств и проектированию лесных участков с целью их передачи в пользование.
  В федеральном бюджете  на 2008 год  финансовые средства на проведение данных работ не запланированы, что противоречит статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
   К концу 2008 года  система лесного хозяйства области должна быть приведена в соответствие с положениями нового лесного законодательства.

На основании изложенного комитет Костромской областной Думы  по аграрной политике, природным ресурсам  и экологии  РЕШИЛ:
  1. Информацию департамента лесного хозяйства Костромской области принять к сведению.  
 2.  Рекомендовать  Костромской  областной Думе направить обращение в Правительство Российской Федерации о выделении в 2008 году  средств из федерального бюджета на финансирования отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений  переданных Костромской области.
 3. Предложить администрации Костромской области в срок до 1 декабря 2007 года:
3.1. Внести  в областную Думу проект закона Костромской области  «Об установлении порядка заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов, порядка заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд на территории Костромской области».
3.2. Разработать и внести в областную Думу  проект закона,  устанавливающего исключительные  случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений.
 3.3. Разработать и внести в областную Думу  проект закона,  устанавливающего правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства.
4. Настоящее решение направить председателю Костромской областной Думы Бычкову А.И., временно исполняющему обязанности губернатора Костромской области Цикунову Ю.Ф. и разместить на сайте Костромской областной Думы.

Председатель комитета                                                            А.С. Лазутин

текст решения в форомате MS Word

Для печати 23 октября 2007 г.
Поделиться ВКонтакте