Школьные музеи становятся важным компонентом образовательного пространства учебных заведений. Об этом говорили на выездном заседании комитета Костромской областной Думы по вопросам материнства и детства, молодежной политике и спорту.
Депутаты совместно со специалистами системы образования и общественниками обсудили развитие школьных музеев в контексте патриотического воспитания учащихся.
Выездное заседание состоялось в школе №5. Историко-краеведческий музей здесь работает с 2011 года. Он был первым среди костромских школьных музеев, получивших официальный статус. Сегодня в Костромской области их уже 117. И процесс создания школьных музеев в образовательных организациях продолжается. Как отмечают директора школ, в последнее десятилетие школьные музеи переживают второе рождение. Они перестают быть кабинетами, куда ученики по случаю заходят пару раз в год на уроки истории. Новое время требует иных подходов к воспитанию юных граждан страны, считают педагоги.
«Музей уже отходит от того места, где нельзя громко говорить, ничего нельзя трогать и можно только на цыпочках ходить, где статически запечатлено какое-то событие или время. Для нас музей - это способ погрузить ребенка в разное время, показать его сопричастность той великой истории, к которой мы относимся, к месту, где родились. Большие музеи важны и нужны. Но не всегда ребенок в том возрасте может соотнести себя с нашей великой историей. А вот как раз в школьном музее он понимает свою сопричастность», - отметил директор департамента образования Илья Морозов.
«Для нас важно вызвать у ребенка эмоции, чтобы это зашло через сердце. Поэтому мы стараемся рассказывать о событии через судьбы людей, в том числе, и наших земляков. Эта концепция применяется при создании любых экспозиций», - рассказал руководитель музея школы №5 Сергей Иванченко.
«Мы все сами учились в школах, где был какой-то музейный уголок. Но, оказывается, что все, что было раньше естественным, сегодня нужно объяснять. Я всегда раньше говорила как учитель истории, директор, что русский музей, музей школы – это хранилище русских и патриотических традиций. А в прошлом году дети подошли и спросили, что для меня значит русскость и патриотизм. И тогда мы решили, что вот этот школьный музейный уголок он должен работать совершенно по- другому. Мы на его основе должны вспомнить, показать и доказать, что такое русскость и патриотизм», - отметила директор Никольской средней школы Наталья Якимова.
Чтобы сохранять и передавать традиции, школьные музеи должны быть готовы к инновациям, считают участники заседания. Неслучайно сегодня музеи выходят из учебных кабинетов в школьные рекреации, что позволяет экспозициям быть всегда на виду. Музейные пространства становятся творческими площадками и исследовательскими лабораториями, собирают клубы по интересам. Такие новые формы работы, считают областные депутаты, более понятны и интересны современным школьникам.
«Наши школьные музеи имеют большой потенциал для гражданско-патриотического воспитания детей. И его нужно обязательно задействовать в процессе обучения, искать инновационные подходы. Ведь цель каждого школьного музея – воспитание любви к Родине, бережного отношения к традициям народа, своей школы, населенного пункта, где ты живешь. Поэтому музейное дело в школах необходимо и дальше развивать, в том числе, с использованием современных технологий в образовании», - отметил председатель комитета Костромской областной Думы по вопросам материнства и детства, молодежной политике и спорту Вячеслав Головников.
Для печати
05 июня 2023 г.
Депутаты совместно со специалистами системы образования и общественниками обсудили развитие школьных музеев в контексте патриотического воспитания учащихся.
Выездное заседание состоялось в школе №5. Историко-краеведческий музей здесь работает с 2011 года. Он был первым среди костромских школьных музеев, получивших официальный статус. Сегодня в Костромской области их уже 117. И процесс создания школьных музеев в образовательных организациях продолжается. Как отмечают директора школ, в последнее десятилетие школьные музеи переживают второе рождение. Они перестают быть кабинетами, куда ученики по случаю заходят пару раз в год на уроки истории. Новое время требует иных подходов к воспитанию юных граждан страны, считают педагоги.
«Музей уже отходит от того места, где нельзя громко говорить, ничего нельзя трогать и можно только на цыпочках ходить, где статически запечатлено какое-то событие или время. Для нас музей - это способ погрузить ребенка в разное время, показать его сопричастность той великой истории, к которой мы относимся, к месту, где родились. Большие музеи важны и нужны. Но не всегда ребенок в том возрасте может соотнести себя с нашей великой историей. А вот как раз в школьном музее он понимает свою сопричастность», - отметил директор департамента образования Илья Морозов.
«Для нас важно вызвать у ребенка эмоции, чтобы это зашло через сердце. Поэтому мы стараемся рассказывать о событии через судьбы людей, в том числе, и наших земляков. Эта концепция применяется при создании любых экспозиций», - рассказал руководитель музея школы №5 Сергей Иванченко.
«Мы все сами учились в школах, где был какой-то музейный уголок. Но, оказывается, что все, что было раньше естественным, сегодня нужно объяснять. Я всегда раньше говорила как учитель истории, директор, что русский музей, музей школы – это хранилище русских и патриотических традиций. А в прошлом году дети подошли и спросили, что для меня значит русскость и патриотизм. И тогда мы решили, что вот этот школьный музейный уголок он должен работать совершенно по- другому. Мы на его основе должны вспомнить, показать и доказать, что такое русскость и патриотизм», - отметила директор Никольской средней школы Наталья Якимова.
Чтобы сохранять и передавать традиции, школьные музеи должны быть готовы к инновациям, считают участники заседания. Неслучайно сегодня музеи выходят из учебных кабинетов в школьные рекреации, что позволяет экспозициям быть всегда на виду. Музейные пространства становятся творческими площадками и исследовательскими лабораториями, собирают клубы по интересам. Такие новые формы работы, считают областные депутаты, более понятны и интересны современным школьникам.
«Наши школьные музеи имеют большой потенциал для гражданско-патриотического воспитания детей. И его нужно обязательно задействовать в процессе обучения, искать инновационные подходы. Ведь цель каждого школьного музея – воспитание любви к Родине, бережного отношения к традициям народа, своей школы, населенного пункта, где ты живешь. Поэтому музейное дело в школах необходимо и дальше развивать, в том числе, с использованием современных технологий в образовании», - отметил председатель комитета Костромской областной Думы по вопросам материнства и детства, молодежной политике и спорту Вячеслав Головников.
1 | 2