Служба по контракту
20 ноября 2018 года                                                                                г. Кострома
 
Заслушав доклады директора департамента финансов Костромской области, председателя Контрольно-счетной палаты Костромской области и председателя комитета Костромской областной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и обсудив проект бюджета Костромской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, участники публичных слушаний отмечают следующее.
Социально-экономическая политика администрации Костромской области на среднесрочную перспективу (2019 – 2021 годы) будет определяться на основе приоритетов, сформулированных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204  «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указе Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года.
Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:
повышение инвестиционной активности, развитие конкуренции;
социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал;
диверсификация экономики, развитие инфраструктуры;
сбалансированное региональное развитие.
Прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов подготовлен  на основе сценарных условий функционирования  экономики Российской Федерации  и  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года,  итогов развития Костромской области в текущем году, перспектив развития предприятий и организаций региона на 2019-2021 годы.
Объем валового регионального продукта (далее – ВРП) за 2018 год ожидается в размере 178,2 млрд. рублей со снижением на 2,3% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах. Это обусловлено снижением объемов промышленного производства, производства сельскохозяйственной продукции, низкими темпами роста запасов.
В прогнозном периоде экономический рост несколько усилится и в 2019 году составит 100% к предыдущему году, в 2020 году – 101,1%, в 2021 году – 101,6%. В целом за прогнозный период объем ВРП достигнет 203,9 млрд. рублей,  экономический рост составит 2,7% и будет обеспечен увеличением валовой добавленной стоимости в промышленности, сельскохозяйственном производстве, строительстве, торговле. В среднесрочной перспективе создание новых производств, рост промышленного производства, производительности труда, стабилизация численности трудоспособного населения станут определяющими факторами экономического роста.
Объем инвестиций в основной капитал в прогнозном периоде за счет всех источников финансирования составит: в 2019 году 22,5 млрд. рублей, в 2020 году – 23,8 млрд. рублей, в 2021 году – 25,3 млрд. рублей. Динамика инвестиций в сопоставимых ценах составит 0,8%, 1,3% и 1,7% к предыдущему году соответственно.
В реальном секторе экономики рост заработной платы будет соответствовать общей экономической ситуации. В течение всего прогнозного периода среднегодовые темпы роста реальной заработной платы будут находиться в положительной области и составят 100,8% - в 2019 году, 101,0% - в 2020 году и 102,1% - в 2021 году.
Бюджетная и налоговая политика Костромской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов направлена на сохранение социальной и финансовой стабильности в регионе и создание условий для его устойчивого социально-экономического развития, в том числе на обеспечение долгосрочной сбалансированности и укрепление доходной базы бюджета области,  обеспечение финансирования принятых расходных обязательств и сохранение социальной направленности областного бюджета, совершенствование межбюджетных отношений.
Одной из основных задач бюджетной и налоговой политики является формирование гибкой и комплексной системы управления бюджетными расходами, увязанной с системой государственного стратегического планирования, развитием государственных программ Костромской области, консолидацией финансовых ресурсов на реализации задач, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 №  204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
На трехлетний период сохраняется преемственность следующих направлений налоговой политики:
улучшение качества инвестиционного климата посредством налогового стимулирования капитальных вложений в рамках реализации инвестиционных проектов;
продолжение проведения взвешенной политики в области предоставления налоговых льгот, совершенствование правовой основы для осуществления оценки бюджетной и экономической эффективности налоговых льгот;
повышение предпринимательской активности, содействие среднему и малому бизнесу для создания благоприятных условий предпринимательской деятельности;
реализация принципа налогообложения по имущественным налогам исходя из кадастровой стоимости;
повышение уровня собираемости доходов бюджетов с учетом требований сбалансированности и устойчивости бюджетной системы посредством проведения мероприятий по сокращению задолженности, легализации налоговой базы;
повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью;
совершенствование налогового администрирования, взаимодействия и совместной работы с главными администраторами доходов областного бюджета.
В сфере межбюджетных отношений бюджетная политика в 2019-2021 годах будет сосредоточена на решении задач по содействию сбалансированности местных бюджетов, созданию предсказуемых и прозрачных условий предоставления финансовой помощи, повышению эффективности бюджетных расходов.
Предоставление субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам в 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 годов планируется осуществлять в рамках реализации государственных программ Костромской области и входящих в них мероприятий национальных (региональных) проектов.
Планируется дальнейшая поддержка проектов инициативного бюджетирования в муниципальных образованиях Костромской области за счет предоставления субсидии бюджетам муниципальных образований на софинансирование проектов развития, основанных на общественных инициативах.
Долговая политика региона на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов сосредоточена на выполнение регионом условий федеральной программы реструктуризации бюджетных кредитов, а также иных мероприятий, предусмотренных соглашением с Минфином России по предоставлению дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Основными направлениями долговой политики Костромской области на среднесрочную перспективу являются:
минимизация объема заимствований для покрытия дефицита (кассовых разрывов) областного бюджета;
снижение долговой нагрузки на областной бюджет;
укрепление устойчивости бюджетной системы Костромской области и поддержание текущего уровня кредитных рейтингов региона;
своевременное рефинансирование долговых обязательств Костромской области по срокам их погашения;
управление финансовыми рисками при осуществлении заимствований, в том числе за счет привлечения среднесрочных заимствований и равномерного распределения долговой нагрузки на областной бюджет в 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 годов.
Проектом закона Костромской области «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предлагается утвердить областной бюджет со следующими основными характеристиками:
на 2019 год:
прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета в сумме         25 400,9 млн. рублей, общий объем расходов в сумме 26 697,0 млн. рублей.
Поступление налоговых и неналоговых доходов прогнозируется в сумме 17 868,3 млн. рублей,безвозмездных поступлений в сумме 7 532,6 млн. рублей;
на 2020 и 2021 годы:
прогнозируемый общий объем доходов на 2020 год в сумме 23 036,8 млн. рублей,  на 2021 год в сумме 23 485,0 млн. рублей;
общий объем расходов на 2020 год в сумме 24 897,7 млн. рублей и на 2021 год в сумме 25 410,0 млн. рублей.
Поступление налоговых и неналоговых доходов прогнозируется в 2020 году в сумме 18 609,7 млн. рублей, безвозмездных поступлений в сумме 4 427,1 млн. рублей. На 2021 год поступление налоговых и неналоговых доходов оценивается в сумме 19 824,2 млн. рублей, объем безвозмездных поступлений 3 660,8 млн. рублей.
Основными доходными источниками останутся налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций, обеспечивая более 60% поступлений.
Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, определен на 2019 год в сумме 3 294,9 млн. рублей, на 2020 год - 2 902,8 млн. рублей, на 2021 год - 2 946,1 млн. рублей.
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий областной адресной инвестиционной программы определен на 2019 год в сумме 779,4 млн. рублей, на 2020 год в сумме 510,3 млн. рублей, на 2021 год в сумме 116,4 млн. рублей.
Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Костромской области на 2019 год определен в размере 2 924,0 млн. рублей, на 2020 год в размере 2 918,9 млн. рублей, на 2021 год в размере 2 996,6 млн. рублей.
Объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам муниципальных образований, на 2019 год определен в сумме в сумме 8 838,4 млн. рублей, на 2020 год - 8 186,2 млн. рублей, на 2021 год - 8 003,1 млн. рублей.
Объем дефицита на 2019 год планируется утвердить в сумме 1 296,1 млн. рублей,в  2020 году – 1860,9 млн. рублей, в 2021 году 1 925,0  млн. рублей,  или 7,25 %  от прогнозируемых  налоговых и неналоговых доходов в 2019 году, в 2020 году - 10 %, в 2021 году – 9,7 процента. 
Верхний предел государственного внутреннего долга Костромской области определен по состоянию на 1 января 2020 года в сумме 21 421,1 млн. рублей, на 1 января 2021 года в сумме 18 609,7 млн. рублей, на 1 января 2022 года в сумме 19 824,2 млн. рублей.
Проанализировав основные показатели и концепцию проекта закона Костромской области «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», участники публичных слушаний, поддерживая в целом концепцию проекта закона, РЕКОМЕНДУЮТ:
 
Костромской областной Думе:
Принять Закон Костромской области «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
 
Администрации Костромской областисовместно с Костромской областной Думой в ходе исполнения областного бюджета в 2019 году:
  1. Продолжить работу по совершенствованию законодательства Костромской области в сфере налоговой, бюджетной, инвестиционной политики, межбюджетных отношений.
  2. Обеспечить реализацию приоритетных направлений и задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  3. Продолжить работу по снижению дифференциации бюджетной обеспеченности муниципальных образований Костромской области, усилению стимулирующей роли межбюджетных отношений для наращивания собственной налоговой базы.
  4. В целях укрепления экономической основы муниципальных образований рассмотреть возможность перераспределения нормативов налоговых отчислений в пользу муниципальных образований.
  5. Продолжить взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации, направленное на совершенствование федерального законодательства, оказывающего влияние на формирование бюджетов субъектов Российской Федерации, на совершенствование в сфере межбюджетных отношений, на получение дополнительных средств федерального бюджета для решения приоритетных задач социально-экономического развития Костромской области.
  6. Продолжить работу по реализации мер, направленных на снижение долговой нагрузки на региональный бюджет, обеспечивающих выполнение условий и параметров, определенных соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации  о предоставлении Костромской области кредитов и дотаций из федерального бюджета.  
  7. Продолжить работу  с органами государственной власти Российской Федерации по увеличению объема субсидий из федерального бюджета бюджету Костромской области на мероприятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  8. Усилить контроль за исполнением субъектами инвестиционной деятельности обязательств, определенных инвестиционными проектами и инвестиционным соглашениями.
  9. Продолжить работу по повышению эффективности мер, направленных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.
  10. В целях повышения бюджетной эффективности программы приватизации государственного имущества Костромской области,  оптимизации структуры областной собственности, обеспечить выполнение плановых назначений, установленных программой приватизации и  формирование реалистичных планов продажи (приватизации) государственного имущества Костромской области.
  11. Обеспечить проведение инвентаризации всех объектов незавершенного строительства областной и муниципальной собственности.
  12. Повысить качество программного планирования, провести актуализацию государственных программ, в том числе в части соответствия  показателей и индикаторов программ приоритетам государственной и региональной политики, координацию и интеграцию государственных программ под национальные проекты.
  13. Обеспечить достижение целевых показателей государственных программ в целях недопущения возврата средств из областного бюджета  в федеральный бюджет в связи с недостижением значений показателей результативности использования субсидий.
  14. Обеспечить в полном объеме финансирование принятых областью социальных обязательств, в том числе мер социальной поддержки.
  15. Обеспечить освоение средств, выделенных из федерального бюджета на строительство школы в п. Якшанга Поназыревского района.
  16. Продолжить работу по повышению эффективности функционирования контрактной системы в части совершенствования системы организации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд.
  17. Для  муниципальных образований, на балансе которых находятся социально значимые инфраструктурные объекты, требующие высоких затрат на содержание, и уровень бюджетной обеспеченности которых выше уровня, установленного в качестве критерия выравнивания, предусмотреть дополнительный механизм оказания финансовой помощи муниципальным районам (городским округам).
  18. Обеспечить освоение в полном объеме средств в рамках социальных программ, связанных с укреплением материально-технической базы организаций социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, обучением компьютерной грамотности.
  19. В рамках воспроизводства трудовых ресурсов усилить работу по привлечению  рабочей силы в  экономику Костромской области.
 
Муниципальным образованиям:
  1. Продолжить работу по реализации мероприятий по укреплению доходной базы местных бюджетов и использованию резервов увеличения доходов.
  2. Развивать механизм инициативного бюджетирования в целях вовлечения в решение первоочередных проблем местного значения граждан и привлечения внебюджетных источников на решение вопросов местного значения.
  3. В рамках предоставленных полномочий принять решения о сохранении мер социальной поддержки и муниципальных льгот  для граждан предпенсионного возраста в целях обеспечения их социальной защищенности.
  4. Не допускать роста кредиторской задолженности по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды.
  5. Обеспечить регулярную публикацию информации о муниципальных финансах (развитие практики опубликования "бюджета для граждан") в целях более активного вовлечения  граждан в бюджетный процесс и повышения открытости и прозрачности формирования и исполнения муниципального бюджета.
Для печати 21 ноября 2018 г.
Поделиться ВКонтакте