20 ноября 2018 года г. Кострома
Заслушав доклады директора департамента финансов Костромской области, председателя Контрольно-счетной палаты Костромской области и председателя комитета Костромской областной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и обсудив проект бюджета Костромской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, участники публичных слушаний отмечают следующее.
Социально-экономическая политика администрации Костромской области на среднесрочную перспективу (2019 – 2021 годы) будет определяться на основе приоритетов, сформулированных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указе Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года.
Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:
повышение инвестиционной активности, развитие конкуренции;
социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал;
диверсификация экономики, развитие инфраструктуры;
сбалансированное региональное развитие.
Прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов подготовлен на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года, итогов развития Костромской области в текущем году, перспектив развития предприятий и организаций региона на 2019-2021 годы.
Объем валового регионального продукта (далее – ВРП) за 2018 год ожидается в размере 178,2 млрд. рублей со снижением на 2,3% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах. Это обусловлено снижением объемов промышленного производства, производства сельскохозяйственной продукции, низкими темпами роста запасов.
В прогнозном периоде экономический рост несколько усилится и в 2019 году составит 100% к предыдущему году, в 2020 году – 101,1%, в 2021 году – 101,6%. В целом за прогнозный период объем ВРП достигнет 203,9 млрд. рублей, экономический рост составит 2,7% и будет обеспечен увеличением валовой добавленной стоимости в промышленности, сельскохозяйственном производстве, строительстве, торговле. В среднесрочной перспективе создание новых производств, рост промышленного производства, производительности труда, стабилизация численности трудоспособного населения станут определяющими факторами экономического роста.
Объем инвестиций в основной капитал в прогнозном периоде за счет всех источников финансирования составит: в 2019 году 22,5 млрд. рублей, в 2020 году – 23,8 млрд. рублей, в 2021 году – 25,3 млрд. рублей. Динамика инвестиций в сопоставимых ценах составит 0,8%, 1,3% и 1,7% к предыдущему году соответственно.
В реальном секторе экономики рост заработной платы будет соответствовать общей экономической ситуации. В течение всего прогнозного периода среднегодовые темпы роста реальной заработной платы будут находиться в положительной области и составят 100,8% - в 2019 году, 101,0% - в 2020 году и 102,1% - в 2021 году.
Бюджетная и налоговая политика Костромской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов направлена на сохранение социальной и финансовой стабильности в регионе и создание условий для его устойчивого социально-экономического развития, в том числе на обеспечение долгосрочной сбалансированности и укрепление доходной базы бюджета области, обеспечение финансирования принятых расходных обязательств и сохранение социальной направленности областного бюджета, совершенствование межбюджетных отношений.
Одной из основных задач бюджетной и налоговой политики является формирование гибкой и комплексной системы управления бюджетными расходами, увязанной с системой государственного стратегического планирования, развитием государственных программ Костромской области, консолидацией финансовых ресурсов на реализации задач, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
На трехлетний период сохраняется преемственность следующих направлений налоговой политики:
улучшение качества инвестиционного климата посредством налогового стимулирования капитальных вложений в рамках реализации инвестиционных проектов;
продолжение проведения взвешенной политики в области предоставления налоговых льгот, совершенствование правовой основы для осуществления оценки бюджетной и экономической эффективности налоговых льгот;
повышение предпринимательской активности, содействие среднему и малому бизнесу для создания благоприятных условий предпринимательской деятельности;
реализация принципа налогообложения по имущественным налогам исходя из кадастровой стоимости;
повышение уровня собираемости доходов бюджетов с учетом требований сбалансированности и устойчивости бюджетной системы посредством проведения мероприятий по сокращению задолженности, легализации налоговой базы;
повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью;
совершенствование налогового администрирования, взаимодействия и совместной работы с главными администраторами доходов областного бюджета.
В сфере межбюджетных отношений бюджетная политика в 2019-2021 годах будет сосредоточена на решении задач по содействию сбалансированности местных бюджетов, созданию предсказуемых и прозрачных условий предоставления финансовой помощи, повышению эффективности бюджетных расходов.
Предоставление субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам в 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 годов планируется осуществлять в рамках реализации государственных программ Костромской области и входящих в них мероприятий национальных (региональных) проектов.
Планируется дальнейшая поддержка проектов инициативного бюджетирования в муниципальных образованиях Костромской области за счет предоставления субсидии бюджетам муниципальных образований на софинансирование проектов развития, основанных на общественных инициативах.
Долговая политика региона на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов сосредоточена на выполнение регионом условий федеральной программы реструктуризации бюджетных кредитов, а также иных мероприятий, предусмотренных соглашением с Минфином России по предоставлению дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Основными направлениями долговой политики Костромской области на среднесрочную перспективу являются:
минимизация объема заимствований для покрытия дефицита (кассовых разрывов) областного бюджета;
снижение долговой нагрузки на областной бюджет;
укрепление устойчивости бюджетной системы Костромской области и поддержание текущего уровня кредитных рейтингов региона;
своевременное рефинансирование долговых обязательств Костромской области по срокам их погашения;
управление финансовыми рисками при осуществлении заимствований, в том числе за счет привлечения среднесрочных заимствований и равномерного распределения долговой нагрузки на областной бюджет в 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 годов.
Проектом закона Костромской области «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предлагается утвердить областной бюджет со следующими основными характеристиками:
на 2019 год:
прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета в сумме 25 400,9 млн. рублей, общий объем расходов в сумме 26 697,0 млн. рублей.
Поступление налоговых и неналоговых доходов прогнозируется в сумме 17 868,3 млн. рублей,безвозмездных поступлений в сумме 7 532,6 млн. рублей;
на 2020 и 2021 годы:
прогнозируемый общий объем доходов на 2020 год в сумме 23 036,8 млн. рублей, на 2021 год в сумме 23 485,0 млн. рублей;
общий объем расходов на 2020 год в сумме 24 897,7 млн. рублей и на 2021 год в сумме 25 410,0 млн. рублей.
Поступление налоговых и неналоговых доходов прогнозируется в 2020 году в сумме 18 609,7 млн. рублей, безвозмездных поступлений в сумме 4 427,1 млн. рублей. На 2021 год поступление налоговых и неналоговых доходов оценивается в сумме 19 824,2 млн. рублей, объем безвозмездных поступлений 3 660,8 млн. рублей.
Основными доходными источниками останутся налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций, обеспечивая более 60% поступлений.
Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, определен на 2019 год в сумме 3 294,9 млн. рублей, на 2020 год - 2 902,8 млн. рублей, на 2021 год - 2 946,1 млн. рублей.
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий областной адресной инвестиционной программы определен на 2019 год в сумме 779,4 млн. рублей, на 2020 год в сумме 510,3 млн. рублей, на 2021 год в сумме 116,4 млн. рублей.
Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Костромской области на 2019 год определен в размере 2 924,0 млн. рублей, на 2020 год в размере 2 918,9 млн. рублей, на 2021 год в размере 2 996,6 млн. рублей.
Объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам муниципальных образований, на 2019 год определен в сумме в сумме 8 838,4 млн. рублей, на 2020 год - 8 186,2 млн. рублей, на 2021 год - 8 003,1 млн. рублей.
Объем дефицита на 2019 год планируется утвердить в сумме 1 296,1 млн. рублей,в 2020 году – 1860,9 млн. рублей, в 2021 году 1 925,0 млн. рублей, или 7,25 % от прогнозируемых налоговых и неналоговых доходов в 2019 году, в 2020 году - 10 %, в 2021 году – 9,7 процента.
Верхний предел государственного внутреннего долга Костромской области определен по состоянию на 1 января 2020 года в сумме 21 421,1 млн. рублей, на 1 января 2021 года в сумме 18 609,7 млн. рублей, на 1 января 2022 года в сумме 19 824,2 млн. рублей.
Проанализировав основные показатели и концепцию проекта закона Костромской области «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», участники публичных слушаний, поддерживая в целом концепцию проекта закона, РЕКОМЕНДУЮТ:
Костромской областной Думе:
Принять Закон Костромской области «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Администрации Костромской областисовместно с Костромской областной Думой в ходе исполнения областного бюджета в 2019 году:
Муниципальным образованиям:
Для печати
21 ноября 2018 г.
Заслушав доклады директора департамента финансов Костромской области, председателя Контрольно-счетной палаты Костромской области и председателя комитета Костромской областной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и обсудив проект бюджета Костромской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, участники публичных слушаний отмечают следующее.
Социально-экономическая политика администрации Костромской области на среднесрочную перспективу (2019 – 2021 годы) будет определяться на основе приоритетов, сформулированных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указе Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года.
Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:
повышение инвестиционной активности, развитие конкуренции;
социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал;
диверсификация экономики, развитие инфраструктуры;
сбалансированное региональное развитие.
Прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов подготовлен на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года, итогов развития Костромской области в текущем году, перспектив развития предприятий и организаций региона на 2019-2021 годы.
Объем валового регионального продукта (далее – ВРП) за 2018 год ожидается в размере 178,2 млрд. рублей со снижением на 2,3% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах. Это обусловлено снижением объемов промышленного производства, производства сельскохозяйственной продукции, низкими темпами роста запасов.
В прогнозном периоде экономический рост несколько усилится и в 2019 году составит 100% к предыдущему году, в 2020 году – 101,1%, в 2021 году – 101,6%. В целом за прогнозный период объем ВРП достигнет 203,9 млрд. рублей, экономический рост составит 2,7% и будет обеспечен увеличением валовой добавленной стоимости в промышленности, сельскохозяйственном производстве, строительстве, торговле. В среднесрочной перспективе создание новых производств, рост промышленного производства, производительности труда, стабилизация численности трудоспособного населения станут определяющими факторами экономического роста.
Объем инвестиций в основной капитал в прогнозном периоде за счет всех источников финансирования составит: в 2019 году 22,5 млрд. рублей, в 2020 году – 23,8 млрд. рублей, в 2021 году – 25,3 млрд. рублей. Динамика инвестиций в сопоставимых ценах составит 0,8%, 1,3% и 1,7% к предыдущему году соответственно.
В реальном секторе экономики рост заработной платы будет соответствовать общей экономической ситуации. В течение всего прогнозного периода среднегодовые темпы роста реальной заработной платы будут находиться в положительной области и составят 100,8% - в 2019 году, 101,0% - в 2020 году и 102,1% - в 2021 году.
Бюджетная и налоговая политика Костромской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов направлена на сохранение социальной и финансовой стабильности в регионе и создание условий для его устойчивого социально-экономического развития, в том числе на обеспечение долгосрочной сбалансированности и укрепление доходной базы бюджета области, обеспечение финансирования принятых расходных обязательств и сохранение социальной направленности областного бюджета, совершенствование межбюджетных отношений.
Одной из основных задач бюджетной и налоговой политики является формирование гибкой и комплексной системы управления бюджетными расходами, увязанной с системой государственного стратегического планирования, развитием государственных программ Костромской области, консолидацией финансовых ресурсов на реализации задач, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
На трехлетний период сохраняется преемственность следующих направлений налоговой политики:
улучшение качества инвестиционного климата посредством налогового стимулирования капитальных вложений в рамках реализации инвестиционных проектов;
продолжение проведения взвешенной политики в области предоставления налоговых льгот, совершенствование правовой основы для осуществления оценки бюджетной и экономической эффективности налоговых льгот;
повышение предпринимательской активности, содействие среднему и малому бизнесу для создания благоприятных условий предпринимательской деятельности;
реализация принципа налогообложения по имущественным налогам исходя из кадастровой стоимости;
повышение уровня собираемости доходов бюджетов с учетом требований сбалансированности и устойчивости бюджетной системы посредством проведения мероприятий по сокращению задолженности, легализации налоговой базы;
повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью;
совершенствование налогового администрирования, взаимодействия и совместной работы с главными администраторами доходов областного бюджета.
В сфере межбюджетных отношений бюджетная политика в 2019-2021 годах будет сосредоточена на решении задач по содействию сбалансированности местных бюджетов, созданию предсказуемых и прозрачных условий предоставления финансовой помощи, повышению эффективности бюджетных расходов.
Предоставление субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам в 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 годов планируется осуществлять в рамках реализации государственных программ Костромской области и входящих в них мероприятий национальных (региональных) проектов.
Планируется дальнейшая поддержка проектов инициативного бюджетирования в муниципальных образованиях Костромской области за счет предоставления субсидии бюджетам муниципальных образований на софинансирование проектов развития, основанных на общественных инициативах.
Долговая политика региона на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов сосредоточена на выполнение регионом условий федеральной программы реструктуризации бюджетных кредитов, а также иных мероприятий, предусмотренных соглашением с Минфином России по предоставлению дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Основными направлениями долговой политики Костромской области на среднесрочную перспективу являются:
минимизация объема заимствований для покрытия дефицита (кассовых разрывов) областного бюджета;
снижение долговой нагрузки на областной бюджет;
укрепление устойчивости бюджетной системы Костромской области и поддержание текущего уровня кредитных рейтингов региона;
своевременное рефинансирование долговых обязательств Костромской области по срокам их погашения;
управление финансовыми рисками при осуществлении заимствований, в том числе за счет привлечения среднесрочных заимствований и равномерного распределения долговой нагрузки на областной бюджет в 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 годов.
Проектом закона Костромской области «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предлагается утвердить областной бюджет со следующими основными характеристиками:
на 2019 год:
прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета в сумме 25 400,9 млн. рублей, общий объем расходов в сумме 26 697,0 млн. рублей.
Поступление налоговых и неналоговых доходов прогнозируется в сумме 17 868,3 млн. рублей,безвозмездных поступлений в сумме 7 532,6 млн. рублей;
на 2020 и 2021 годы:
прогнозируемый общий объем доходов на 2020 год в сумме 23 036,8 млн. рублей, на 2021 год в сумме 23 485,0 млн. рублей;
общий объем расходов на 2020 год в сумме 24 897,7 млн. рублей и на 2021 год в сумме 25 410,0 млн. рублей.
Поступление налоговых и неналоговых доходов прогнозируется в 2020 году в сумме 18 609,7 млн. рублей, безвозмездных поступлений в сумме 4 427,1 млн. рублей. На 2021 год поступление налоговых и неналоговых доходов оценивается в сумме 19 824,2 млн. рублей, объем безвозмездных поступлений 3 660,8 млн. рублей.
Основными доходными источниками останутся налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций, обеспечивая более 60% поступлений.
Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, определен на 2019 год в сумме 3 294,9 млн. рублей, на 2020 год - 2 902,8 млн. рублей, на 2021 год - 2 946,1 млн. рублей.
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий областной адресной инвестиционной программы определен на 2019 год в сумме 779,4 млн. рублей, на 2020 год в сумме 510,3 млн. рублей, на 2021 год в сумме 116,4 млн. рублей.
Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Костромской области на 2019 год определен в размере 2 924,0 млн. рублей, на 2020 год в размере 2 918,9 млн. рублей, на 2021 год в размере 2 996,6 млн. рублей.
Объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам муниципальных образований, на 2019 год определен в сумме в сумме 8 838,4 млн. рублей, на 2020 год - 8 186,2 млн. рублей, на 2021 год - 8 003,1 млн. рублей.
Объем дефицита на 2019 год планируется утвердить в сумме 1 296,1 млн. рублей,в 2020 году – 1860,9 млн. рублей, в 2021 году 1 925,0 млн. рублей, или 7,25 % от прогнозируемых налоговых и неналоговых доходов в 2019 году, в 2020 году - 10 %, в 2021 году – 9,7 процента.
Верхний предел государственного внутреннего долга Костромской области определен по состоянию на 1 января 2020 года в сумме 21 421,1 млн. рублей, на 1 января 2021 года в сумме 18 609,7 млн. рублей, на 1 января 2022 года в сумме 19 824,2 млн. рублей.
Проанализировав основные показатели и концепцию проекта закона Костромской области «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», участники публичных слушаний, поддерживая в целом концепцию проекта закона, РЕКОМЕНДУЮТ:
Костромской областной Думе:
Принять Закон Костромской области «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Администрации Костромской областисовместно с Костромской областной Думой в ходе исполнения областного бюджета в 2019 году:
- Продолжить работу по совершенствованию законодательства Костромской области в сфере налоговой, бюджетной, инвестиционной политики, межбюджетных отношений.
- Обеспечить реализацию приоритетных направлений и задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- Продолжить работу по снижению дифференциации бюджетной обеспеченности муниципальных образований Костромской области, усилению стимулирующей роли межбюджетных отношений для наращивания собственной налоговой базы.
- В целях укрепления экономической основы муниципальных образований рассмотреть возможность перераспределения нормативов налоговых отчислений в пользу муниципальных образований.
- Продолжить взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации, направленное на совершенствование федерального законодательства, оказывающего влияние на формирование бюджетов субъектов Российской Федерации, на совершенствование в сфере межбюджетных отношений, на получение дополнительных средств федерального бюджета для решения приоритетных задач социально-экономического развития Костромской области.
- Продолжить работу по реализации мер, направленных на снижение долговой нагрузки на региональный бюджет, обеспечивающих выполнение условий и параметров, определенных соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении Костромской области кредитов и дотаций из федерального бюджета.
- Продолжить работу с органами государственной власти Российской Федерации по увеличению объема субсидий из федерального бюджета бюджету Костромской области на мероприятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Усилить контроль за исполнением субъектами инвестиционной деятельности обязательств, определенных инвестиционными проектами и инвестиционным соглашениями.
- Продолжить работу по повышению эффективности мер, направленных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.
- В целях повышения бюджетной эффективности программы приватизации государственного имущества Костромской области, оптимизации структуры областной собственности, обеспечить выполнение плановых назначений, установленных программой приватизации и формирование реалистичных планов продажи (приватизации) государственного имущества Костромской области.
- Обеспечить проведение инвентаризации всех объектов незавершенного строительства областной и муниципальной собственности.
- Повысить качество программного планирования, провести актуализацию государственных программ, в том числе в части соответствия показателей и индикаторов программ приоритетам государственной и региональной политики, координацию и интеграцию государственных программ под национальные проекты.
- Обеспечить достижение целевых показателей государственных программ в целях недопущения возврата средств из областного бюджета в федеральный бюджет в связи с недостижением значений показателей результативности использования субсидий.
- Обеспечить в полном объеме финансирование принятых областью социальных обязательств, в том числе мер социальной поддержки.
- Обеспечить освоение средств, выделенных из федерального бюджета на строительство школы в п. Якшанга Поназыревского района.
- Продолжить работу по повышению эффективности функционирования контрактной системы в части совершенствования системы организации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
- Для муниципальных образований, на балансе которых находятся социально значимые инфраструктурные объекты, требующие высоких затрат на содержание, и уровень бюджетной обеспеченности которых выше уровня, установленного в качестве критерия выравнивания, предусмотреть дополнительный механизм оказания финансовой помощи муниципальным районам (городским округам).
- Обеспечить освоение в полном объеме средств в рамках социальных программ, связанных с укреплением материально-технической базы организаций социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, обучением компьютерной грамотности.
- В рамках воспроизводства трудовых ресурсов усилить работу по привлечению рабочей силы в экономику Костромской области.
Муниципальным образованиям:
- Продолжить работу по реализации мероприятий по укреплению доходной базы местных бюджетов и использованию резервов увеличения доходов.
- Развивать механизм инициативного бюджетирования в целях вовлечения в решение первоочередных проблем местного значения граждан и привлечения внебюджетных источников на решение вопросов местного значения.
- В рамках предоставленных полномочий принять решения о сохранении мер социальной поддержки и муниципальных льгот для граждан предпенсионного возраста в целях обеспечения их социальной защищенности.
- Не допускать роста кредиторской задолженности по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды.
- Обеспечить регулярную публикацию информации о муниципальных финансах (развитие практики опубликования "бюджета для граждан") в целях более активного вовлечения граждан в бюджетный процесс и повышения открытости и прозрачности формирования и исполнения муниципального бюджета.